В последние годы процент речевых нарушений у детей возрос до 25%, более чем в 6 раз. Специалисты связывают это с информационными устройствами и отсутствием живого общения.
Гаджеты — прорыв и беда 21-го века. С ними все дела решаются быстрее, с ними удобно воспитывать детей — можно быть уверенными в их усидчивости. Эта позиция отцов и матерей подкрепляется еще и тем, что электронные игрушки, занимая внимание детей, позволяют родителям освободить время и силы для работы и личной жизни. Замещение и подмена человеческого способа коммуникации в семье электронным суррогатом представляют существенную опасность, так как нарушают нормальный код и алгоритм речевого, психического, социального, культурного и духовного развития детей. Малолетние пользователи электронных игрушек становятся самодостаточными, у них слабеют нормальные потребности и мотивации в контактах с родителями и сверстниками.
Если взрослые могут контролировать свое времяпровождение в компании электронных друзей, то дети — нет. Они просто перестают познавать окружающий мир и развиваться. И все интересные фразы, которые они способны выдавать — это отнюдь не умозаключения, а элементарное подражание увиденному и услышанному.
Стоит вспомнить, что речь и мышление у человека связаны неразрывно. Когда ребенок начинает рано смотреть мультфильмы и играть в компьютерные игры, тыкать пальчиком в планшет или телефон — это не дает развиваться коре больших полушарий. А, как известно, именно кора отвечает за высшую нервную деятельность — речь, мышление, словесное восприятие.
Овладение речью в дошкольном возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог.
Отучить ребенка от гаджетов не получится уговорами и наказаниями. Родителям лучше выбрать другую тактику:
- Быть примером для своего ребенка. Образ жизни родителей, проводящих время с планшетом или компьютером, может способствовать формированию у ребенка убежденности в значимости и важности данного вида деятельности и принятии его в качестве примера для подражания. И наоборот — если родитель любит читать книги, увлекается творчеством, ребенок обязательно проявит интерес к этим занятиям.
- Играйте с детьми в настольные/дидактические игры — они развивают внимание, логику и восприятие предметов. Эти моменты останутся в памяти ребенка.
- Четко определить локации, в которых точно неуместно использование телефона: ванна, где это в принципе опасно, в путешествиях и даже в непродолжительных поездках в машине по городу, когда нужно лицезреть окружающий мир, в гостях.
- Важно обзавестись крепкими семейными традициями. Это может быть что угодно — от посещения лыжной базы, катка, бассейна до совместных прогулок. Включите обязательно чтение книжек на ночь!
«Каждый третий ребенок, которого я наблюдаю, с трудом выражает мысли. Некоторые мамы с радостью отмечают: «Зато мой ребенок говорит на иностранном языке». Я всегда объясняю: не нужно этому радоваться. Это не системные знания, а подражание персонажам роликов и мультфильмов без понимания смысла сказанного. Когда мамы начинают соблюдать вышеизложенные советы, картина кардинально меняется. Когда ребенок начинает посвящать больше времени реальной, а не виртуальной жизни, становится богаче его внутренний мир, адекватней восприятие и воспроизведение всего услышанного и увиденного, четче речь и моторика артикуляционного аппарата», - говорит логопед Елена Родионова.
Детский возраст — период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, построения своей личности. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем практически невозможно.
Время, проведенное с родителями, является решающим фактором роста детей, а самочувствие детей — важным показателем их психического здоровья!
Елена Родионова, логопед
БУ «Няганская городская детская поликлиника»