
Оксана Бондарь, медицинский психолог Няганской городской поликлиники, делится советами для родителей и выпускников, касающимися подготовки к ЕГЭ.
Общение между взрослыми и подростками в преддверии ЕГЭ должно быть лишено негативных эмоций, таких как страх, ненависть, тревога, вина или стыд. Фокус должен быть исключительно на конструктивном решении задач. При наличии сложностей, важно подходить к их устранению заранее. Рекомендуется изучить аналитические материалы, выявляющие типичные ошибки, посетить школу для консультации с преподавателем и определения конкретных пробелов в знаниях ребенка. Необходимо сконцентрироваться на укреплении слабых сторон.
Важно научиться спокойно и аргументированно обсуждать с ребенком вопросы, касающиеся предстоящего экзамена, строя диалог, а не навязывая свою точку зрения. Внимательно прислушивайтесь к опасениям ребенка, позволяя ему выражать свои эмоции. Избегайте нотаций и поучений, но и не спешите сразу успокаивать, чтобы ребенок не почувствовал, что его переживания не воспринимаются всерьез. Вместе обсудите наихудший сценарий развития событий, разработайте план действий в случае неудачи на экзамене. Подчеркивайте, что количество баллов не является абсолютным показателем способностей ребенка. Поддерживайте детей, отмечайте их успехи.
Приобретение любого умения происходит исключительно посредством систематической практики. Регулярность занятий здесь гораздо важнее продолжительности, поэтому предпочтительнее заниматься ежедневно по четверти часа, нежели от случая к случаю в течение нескольких часов. Окажите помощь ребенку в определении ключевых блоков, тем и разделов в каждом предмете, на которых следует сосредоточить усилия. Устанавливайте цели, которые являются реалистичными, конкретными и достижимыми, иными словами, те, что зависят от самого ученика, от его способностей и усердия.
Наиболее значимая помощь, которую родитель может оказать для успешной подготовки к экзаменам, заключается в обучении ребенка управлению стрессом и контролю эмоционального состояния. Именно родители лучше всего знают, как их ребенок реагирует на стрессовые ситуации, возникающие в повседневной жизни, и что помогает ему отвлечься и восстановить концентрацию. Это может быть что угодно: музыка, спорт, общение с друзьями или любимое лакомство – главное, чтобы это способствовало его возвращению в «ресурсное состояние», то есть состояние уверенности в себе, способности справляться со стрессом и готовности к действиям.
Необходимо уделить внимание рациону ребенка: в период интенсивной умственной деятельности ему требуется полноценное и разнообразное питание, а также сбалансированный витаминный комплекс. Продукты, такие как рыба, творог, орехи, курага и подобные, оказывают стимулирующее воздействие на работу головного мозга.
Рекомендации для успешной сдачи ЕГЭ
Чтобы активизировать левое полушарие мозга, отвечающее за логическое мышление и рациональность, сделайте резкий поворот головы в правую сторону.
Дыхательная гимнастика: медленно вдыхайте, считая до двенадцати, представляя, что ныряете в воду, затем медленно выдыхайте и задержите дыхание. Повторите три-четыре раза. Это насыщает мозг кислородом, успокаивает нервную систему и стимулирует умственную деятельность.
Для релаксации эффективно чередовать быстрое моргание с медленным открыванием и закрыванием глаз.
Переключение внимания: сфокусируйте взгляд на любом объекте в поле зрения, мысленно назовите его и перечислите пять любых его характеристик, а затем подумайте, для чего он предназначен.
Оксана Бондарь, медицинский психолог
БУ «Няганская городская поликлиника»
Изображение от freepik.com