Помощь в кризисных состояниях

 

В рамках Недели сохранения психического здоровья беседуем с медицинским психологом Няганской городской поликлиники Оксаной Бондарь - о взаимодействии с пациентами, их психотипах и причинах, побудивших пациентов обратиться за помощью.

- Оксана Анатольевна, как часто люди обращаются по собственной инициативе?

- Ежемесячно работаю с порядка 80 пациентами, из которых около 50% приходится на самообращения. Сегодня эта цифра на порядок выше, чем, например, в прошлом или позапрошлом годах.

- Получается, что няганцы стали более ответственно относиться к своему здоровью?

- Я бы отнесла это к переосмыслению некоторых понятий обществом, падением ряда стереотипов, связанных с психологией, и конечно же, «модным» веянием – сегодня многие считают определенным престижем посещать «личного» психотерапевта.

Исходя из своей практики, утверждаю, еще несколько лет назад люди думали иначе. Вот я задаю Вам вопрос: «Когда постоянно болит живот или голова, «скачет» давление, куда пойдете?» Что вы мне ответите? Правильно – «Пойду к терапевту». Это понятно и нормально. Задаю Вам следующий вопрос: «У вас постоянно «плохо» на душе, пойдете к психиатру или психологу?» Сегодня 5 человек из 10 ответит утвердительно, а еще пару лет назад 8 собеседников 10 агрессивно заявляли: «Никуда не пойду. Я же не псих!»

- Как начинается Ваш первый диалог с пациентом?

- Люди четко осознают: для того, чтобы быть красивым, нужна, например, модная стрижка и регулярно, несмотря на высокую цену за услугу, отправляются в салоны. Кто-то регулярно позволяет себе еще и массаж, маникюр, педикюр. Мы твердо знаем, эти процедуры сделают нас привлекательнее. Поэтому, для достижения поставленной цели, ни жалеем ни времени, ни денег. Нам хорошо. И точка. Когда нам хорошо, мы не думаем и о визитах к врачам. «Для чего? Я же полностью здоров?» Когда появляется какая-то проблема, не связанная, например, с физическим аспектом, наступает ступор. В этом направлении и работаем. Каждый случай требует индивидуального подхода.

- Возможно ли, основываясь на опыте тех, кто самостоятельно обращался за помощью, назвать главные «за» за получение консультации психолога?

- Безусловно можно.  Озвучу пять таких «за».

Это опыт безупречного, идеального общения: о чем любит говорить каждый человек? О себе. Уязвимость собеседника отлично распознают продавцы, мошенники, манипуляторы.

Это общение, в котором нет обесценивания, это принятие чувств собеседника и его личности: в обыденной жизни мы привыкли находиться в ситуации, когда нас обесценивают и мы обесцениваем чувства других. «Просто перестань думать об этом», «Расслабься», «Не будь таким мягкотелым», «Это у тебя не проблемы. Вот у меня!», «Ну и что, что тебе плохо. А кому сейчас хорошо?». Специалист не обесценивает пациента. Специалист приложит усилия, чтобы человек перестал обесценивать сам себя. Плюс комфортные условия, в которых не страшно рассказать о своих чувствах или своих страхах.

Это безоценочное общение – даже в разговоре с самыми близким мы упускаем множество моментов. Люди смотрят сквозь очки оценки. Например, узнав об измене знакомого мужу или жене, большинство автоматически дают оценку случившемуся в соответствии с мировоззрением человека. Психолог старается смотреть на ситуацию глазами человека и учитывать его мотивы.

У каждого есть потребность быть принятым, признанным, услышанным и понятым: «Я – НЕ последняя буква алфавита», дай человеку волю рассказать о себе, он расскажет. Когда человек знает, что находится в безопасной обстановке, то позволяет себе расслабиться и быть самим собой.

Наконец, человек хочет услышать то, что кто-то понимает, через что ему пришлось пройти.

- Каковы наиболее частые причины обращений?

- Таковых также пять. Самое распространенное – ощущение недостаточной уверенности в себе и чувство непонимания: привычка обесценивать себя и свои успехи становится серьезной помехой в жизни. Отсюда – куда стремиться и как жить дальше. Можно обозначить два противоположных сценария. Первый из них, когда в жизни все сложно и не устроено, какой бы сферы это не касалось. Второй – на поверхности все хорошо, есть социальная стабильность, при этом человек испытывает внутреннюю растерянность и тревогу.

Далее идут сложности в построении личных отношений, налаживании контактов: трудности общения с незнакомыми людьми, стресс при взаимодействии с коллегами, руководством. Возможно есть конфликты с родными и близкими людьми. Часто возникает ощущение, что окружающие не слышат, не понимают, могут осмеять, осудить, отвергнуть.

Люди также обращаются, когда не могут выстроить личные границы и привыкли быть чрезмерно самостоятельными: например, окружающие успешно манипулируют безотказностью. Партнер доминирует и подавляет. Родители всегда «лучше знают, как поступать правильно. Другая сторона – человеку сложно просить окружающих о помощи, и он стремится все решать самостоятельно.

Нередко приходят с целью «пережить» утрату: это может быть связано с безвременным уходом из жизни значимых людей или с расставанием. А может быть – с новым периодом в жизни: переезд в незнакомое место, уход с работы, выход на пенсию, утрата физических возможностей после перенесенных травм.

Есть и те, кто испытывает сложность в выражении своих негативных эмоций: нежелание задеть кого-либо, вступать в открытую конфронтацию, стремление «держать лицо» заставляют проглатывать все то, что важно предъявлять внешнему миру. В итоге человек чувствует скованность и напряжение, живет в состоянии сжатой пружины.

- Если нужна помощь, куда обращаться?

- Жители Нягани при проявлении вышеуказанных симптомов, могут обратится к специалистам службы психологической поддержки Няганской городской поликлиники

Бондарь Оксана Анатольевна – медицинский психолог, телефон:8-9822004664, 5-4530 добавочный: 4243.

Русакова Ольга Владимировна – медицинский психолог, телефон: 5-4530 добавочный: 4241.

Вохмянина Светлана Юрьевна – врач-психотерапевт, телефон: 8-9822004644, 5-4530 добавочный: 4244.

 

Марина Лызлова, Няганская городская поликлиника

 

При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна