Говорим с ребенком об алкоголе

Говорить с ребенком о вреде спиртного нужно в 7-8 лет – до наступления подросткового возраста.

Приводите аргументы, а не страшилки

Не нужно говорить ребенку, что после глотка спиртного он превратиться в пропащее существо с самого дна социальной лестницы. Чтобы ваш с ним разговор об алкоголе был результативным, важно приводить убедительные и реальные аргументы. С большой вероятностью, убедить несовершеннолетнего не пробовать спиртное помогут такие доводы:

Алкоголь это:

  • проблемы с правоохранительными органами в случае, если полиция увидит ребенка с алкоголем;
  • негативные последствия для самочувствия – головная боль, тошнота и угнетенность, проявляющиеся через несколько часов после употребления алкоголя;
  • вероятность «не рассчитать» дозу и совершить поступок, за который будет стыдно;
  • вред для здоровья – плохая физическая и умственная форма в будущем;
  • риски оказаться в беспомощном состоянии или допустить причинение вреда в состоянии опьянения.

Объяснения должны быть откровенными, своевременными и понятными для ребенка. Если он видит человека с признаками опьянения или что-то иное наводит его на вопросы – не следует уходить от ответа, откладывать на потом. Дорога ложка к обеду, а ответ – к вопросу. Иначе ребенок найдет информацию в другом месте – в школе, во дворе, в социальной сети. Насколько эти ответы будут соответствовать вашим представлениям – прогнозировать сложно.

Говорим с детьми 5-7 лет

Дети этого возраста учатся в основном на собственном понятном опыте. Беседы должны включать в себя события, с которыми ребенок знаком: что он видел по телевизору, или что он наблюдал дома, в других местах.

Расскажите ребенку о том, как функционирует организм, почему каждый человек нуждается в качественной пище, чистой воде и регулярных физических упражнениях. Научите его выбирать продукты и напитки, которые полезны для здоровья.

Объясните простыми словами, что алкоголь и наркотики могут причинить вред здоровью, потому что они воздействуют на мозг, изменяют его функции и воздействуют на другие органы.

В этом возрасте дети любят истории. Рассказывая факты в форме какой-то истории или сказки, вы привлечете его внимание, и он лучше запомнит информацию.

Можно предложить посмотреть мультфильмы, рассказывающие о вредном воздействии алкоголя на организм человека («Опасное погружение», «Скрытые вопросы. Опасное погружение», выпущенные общероссийской общественной организацией «Общее дело»).

Говорим с детьми 8-12 лет

Спросите ребенка, что он знает о табаке, наркотиках и алкоголе. Если родители дают детям понять, что они могут свободно говорить на щекотливые темы, то им будет проще обсуждать с родителями любые свои проблемы.

Рассказывайте факты про последствия употребления психоактивных веществ. Расскажите, почему они особенно опасны для детей, организм которых еще не сформировался окончательно и продолжает развиваться.

Объясните, почему люди принимают наркотики. Например, у некоторых из них есть проблемы, которые им не с кем обсудить и не от кого ждать помощи, поэтому они обращаются к психоактивным веществам, чтобы не искать реального решения. Некоторые люди просто пробуют наркотики из любопытства. Сначала им нравится эффект, а потом появляется зависимость.

Следите за тем, что ваши дети смотрят по телевизору. Если ребенок видит что-то о наркотиках, алкоголе или табаке и у него есть вопросы, будьте готовы выслушать и ответить на них.

Сила примера

Считается, что около 70% детей, имеющих сейчас или в недалеком будущем проблемы со спиртным, растут в семьях, где есть зависимые от спиртного люди. Это не правило, но явная тенденция. Следовательно, нам нужно добиться того, чтобы ребенок не начал воспринимать алкоголь как неизменный атрибут досуга, праздников и веселья.

А для этого нужно показывать здоровую альтернативу – занятия споротом, путешествия, интересные хобби и творчество. Не злоупотребляйте спиртным при детях! Ролевое моделирование – более мощный инструмент обучения, чем разговор. Дети повторяют то, что делают их родители. Всегда предлагайте гостям безалкогольные напитки, чтобы показать ребенку, что не обязательно пить спиртное, даже по праздникам.

Нельзя – я сказал! Сработает ли категорический запрет и страх наказания?

Запреты и угрозы срабатывают до определённого возраста, а после наступает время бунта. «Назло маме – отморожу уши…» – многие поступки подростки совершают из чувства противоречия и с целью утвердить свою независимость.

В отдельных случаях ребенок, боясь наказания, даже не пробует алкоголь, пока живет в семье. А вот потом, вырвавшись в самостоятельную жизнь, уходит в отрыв. И, не имея опыта и знаний, часто не может вовремя остановиться.

Как научить ребенка говорить «нет»?

Ребенок не должен считать себя хуже сверстников и думать, что расположение и дружбу других людей нужно заслуживать. В противном случае, он, даже не желая пробовать алкоголь, может начать пить, чтобы «вписаться» в компанию.

Важно, чтобы ребенок умел отстаивать свое мнение и отказывать другим людям.

Чтобы все вышеперечисленные советы сработали как надо, нужен эмоциональный контакт и доверие в отношениях с ребенком. Только тогда он не только к вам прислушается, но и посоветуется, а главное – вовремя обратиться за помощью.

В идеале – тренируйте различные сценарии, как отказывать, если предлагают сигареты, алкоголь и табак.

Не сработало! Что делать, если ребенок выпил?

Если сын или дочь пришли домой в состоянии алкогольного опьянения, начинать ругаться уже нет смысла. Нужно дать ребенку сорбент (активированный уголь или др.), напоить минеральной водой и отправить спать.

Когда подросток протрезвеет, следует тактично и спокойно расспросить его, где, с кем, что и по какой причине он пил. Затем важно уточнить, понравились ли ему последствия употребления алкоголя и объяснить, что он подверг себя большому риску. Было бы хорошо, если бы в ходе разговора ребенок сам смог прийти к тому, что повторение инцидента недопустимо.

 

При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна