Безобидны ли «обзывашки»? Комментарий психолога

Придумывание ребенку обидных прозвищ, оскорблений, его высмеивание – далеко не детские шалости, а один из видов психологической травли, оказывающий на ребенка не меньшее психотравмирующее воздействие, чем побои и порча имущества. В таких ситуациях ребенку нужна помощь родителя и заключается она в поддержке ребенка, говорит медицинский психолог из Няганской городской детской поликлиники Сергей Саулко.

Кто из нас, ныне взрослых, не сталкивался с придуманными прозвищами и кличками? Думаю, процентов 99% сейчас читающих этот текст, примеряли на себя эту ситуацию. Не исключение и я. Мне вспоминаются методы защиты от «обзывок» в форме поговорок: «Кто обзывается — тот сам так и называется» или «Говоришь на меня — переводишь на себя!». Если бы эти «волшебные заклинания» работали, то и проблем наверняка бы не было. Но не все так просто, говорит специалист.

Кто-то из детворы достаточно спокойно реагирует на такой вид буллинга, а иному требуется определенная психологическая помощь со стороны родителей или специалистов, для преодоления ситуации. Они должны объяснить ребенку, что с ним все в порядке. Обзывания и оскорбления не являются поводом думать, что что-то не так. Следует объяснить, что в этой ситуации что-то не так с теми, кто обзывает, что на самом деле так поступают слабые люди, которые, унижая и оскорбляя других, пытаются возвеличить себя.

Очень важно объяснить ребенку, что цель обидчиков – получить эмоциональную реакцию со стороны жертвы. Они провоцируют ее. Поэтому нужно всеми силами стараться не давать им добиться своей цели. Ребенок должен осознать, что обидчики еще больше активизируются, если он начинает отвечать им какой-то реакцией – спорить, кричать, плакать, убегать и т.д. Таким образом они понимают, что получили то, что хотели – реакцию жертвы, и продолжают повторять свои действия.

Вот несколько способов, которыми родители могут научить детей правильно реагировать на обиды:

1. Объясните ребенку, что обидные слова не являются правдой и не должны влиять на его самооценку.

2. Научите ребенка говорить уверенным голосом и смотреть прямо в глаза обидчику. Это показывает силу характера и уверенность в себе.

3. Помогите ребенку найти альтернативные способы реагирования на обидные высказывания. Например, предложите ему сказать: «Это твоё мнение, я уважаю его, но у меня своё».

4. Подчеркните важность сохранения спокойствия и самообладания в таких ситуациях. Дети часто начинают кричать или плакать, но такие реакции только укрепляют уверенность обидчика.

5. Продемонстрируйте ребенку примеры того, как другие люди справляются с подобными ситуациями. Расскажите истории из жизни, где герои стойко противостояли обидам и насмешкам.

6. Приведите примеры успешного решения конфликтов. Покажите ребенку, как можно использовать юмор или игнорирование, чтобы избежать конфронтации.

7. Убедитесь, что ребенок понимает, что есть разница между «обозвать» и «сказать что-то неприятное». Первое - это атака на личность, второе - просто выражение мнения.

8. Научите ребенка, что некоторые вещи лучше обсудить с родителями или взрослыми, которым он доверяет. Это поможет ему чувствовать себя защищенным и уверенным в том, что его поддержат.

Родители могут научить ребенка нескольким фразам, которые помогут ему уверенно ответить на обидные слова:

1. «Твое мнение мне интересно, но мое мнение другое».

2. «Меня не волнует, что ты думаешь обо мне. Я знаю, кто я».

3. «Это твоя проблема, а не моя».

4. «Спасибо за ваше мнение, но я не буду его обсуждать».

5. «У каждого свое мнение, и это нормально».

6. «Если тебе скучно, найди что-нибудь интересное для себя».

7. «Тебе кажется, что это смешно? Хорошо, продолжай развлекаться».

8. «Я не собираюсь тратить свое время на разговоры с тобой».

9. «Не хочу ссориться, давай поговорим о чем-то другом».

10. «Неважно, что ты говоришь, я остаюсь собой».

Предварительно предупредите ребенка, что такое изменение его реакции на слова и действия обидчиков не всегда сразу принесет результаты. Вначале они могут усилить свои попытки, но, если в течение какого-то времени они не видят ожидаемой реакции, это в конечном итоге приведет к тому, что они отстанут.

С.Саулко, медицинский психолог БУ «Няганская городская детская поликлиника»

Фото cinarinsesi.com

 

При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна