Болевой синдром в брюшной полости у детей

О том, как себя проявляют болевые синдромы в брюшной полости, от которых дети испытывают большой дискомфорт – рассказала врач-гастроэнтеролог детской поликлиники Нижневартовска Юлия Харитонова.

Болевой синдром – ведущий среди большинства заболеваний пищеварительной системы.

Боль — это спонтанное субъективное ощущение, возникающее вследствие поступления в центральную нервную систему патологических импульсов с периферии. Тип боли, ее характер не всегда зависят от интенсивности стимулов. Болевые рецепторы полых органов брюшной полости (пищевод, желудок, кишечник, желчный пузырь, желчные и панкреатические протоки) локализуются в мышечной оболочке их стенок, а также в капсуле (оболочка, окутывающая различные органы и их части) органов (печень, почки, селезенка).

В силу анатомо-физиологических особенностей периферической нервной системы, дети до 3-5 лет не способны отчетливо локализовать боль и почти всегда переживают ее в виде тяжелой общей реакции. Известно, что ребенок склонен представлять всякие болевые ощущения в теле как «боль в животе», практически всегда указывая ее локализацию в области пупка. Чем младше ребенок, тем он менее способен описать свою боль.                                                                                           

Абдоминальные (боль в животе) боли подразделяются на острые и хронические. Острые боли развиваются быстро и, как правило, непродолжительны по времени (минуты, изредка несколько часов). Для хронических болей характерно постепенное нарастание, они могут сохраняться на протяжении нескольких дней и месяцев.

 

По этиологии болей можно выделить:

Интраабдоминальные причины: перитонит, воспалительные заболевания органов (аппендицит, холецистит, гастроэнтерит, пиелонефрит, эндометрит), обструкция полого органа, ишемические нарушения (инфаркт кишечника, селезенки), синдром раздраженного кишечника.

Экстраабдоминальные причины: заболевания органов грудной клетки (пневмония, заболевания пищевода, ишемия миокарда), неврогенные (заболевания позвоночника), метаболические нарушения (сахарный диабет, порфирия  и др.)

По механизму возникновения, абдоминальные боли подразделяются на висцеральные, соматические, отраженные и психогенные:                                                                                                              

- Появлению висцеральной боли предшествует повышение давления в полом органе и растяжение его стенки (наиболее частая причина), растяжение капсулы паренхиматозных органов, натяжение брыжейки, сосудистые нарушения.

- Соматическая (париетальная) боль обусловлена наличием патологических процессов в брюшной стенке и брюшине.

- Иррадиирующая (отраженная) боль передается на участки поверхности тела, которые имеют общую корешковую иннервацию (иннервация — обеспечение органов и тканей живых организмов связью с центральной нервной системой) с пораженным органом брюшной области.

- Психогенная боль - постоянная тупая ноющая в брюшной полости, продолжающаяся месяцами и даже годами, без соотношения с физиологическими функциями и при отсутствии объективных изменений в органах брюшной полости. Особенностью ее является отсутствие периферического очага, которым можно было бы объяснить пусковой механизм боли. Психогенная боль чаще наблюдается у эмоционально лабильных (импульсивной, неустойчивых) детей.                                                                                     

По характеру, боли подразделяются на: постоянную – длительная боль, возникает с самого начала болезни; приступообразную – продолжается короткое время и прекращается; эпизодическую – боль продолжается короткий отрезок времени; ночную – беспокоит в ночное время. 

По связи с приемом пищи: тощаковые (голодные) – возникают до приема пищи; ранние – проявляются сразу после приема пищи или во время; поздние – возникают через 30 минут после приема пищи.

Учитывая вышесказанное, при появлении у ребенка болей в животе, необходимо обратиться к педиатру для более глубокого и детального обследования.

 

При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна