Гаджеты. Польза и вред

В век информационных технологий современные гаджеты настолько широко вошли в нашу жизнь, что уже трудно представить мир без них. Гаджеты служат средством получения информации и общения, а также показателем социального статуса, в результате чего оставляют след на личности каждого и влияют на нас в течение всей жизни.

Гаджеты вошли в обиход почти каждой семьи, дети разных возрастов активно пользуются ими, как с целью развлечения, так и для учебы, познания окружающего мира.

Для рационального использования гаджетов детьми, формирования у родителей понимания их пользы и вреда, мы пообщались с детским психологом Окружной клинической больницы Ханты-Мансийска Анной Соколовой.

- Какие проблемы могут возникнуть у детей, которым предоставляют гаджеты в раннем возрасте?

- Во-первых, слишком раннее увлечение гаджетами может привести к нарушению речи у детей. Мозговая деятельность ребенка развивается с помощью мелкой моторики: рисования, лепки, сборки конструкторов. Когда движения пальцев заменяются скольжением по экрану, тормозится развитие речевых процессов. К тому же, ребенок может не успеть сформировать умение договариваться, общаться с другими людьми.

Во-вторых, при длительном использовании электронных сенсорных устройств у детей может замедляться мышечное развитие: детям нужно больше двигаться, активно и желательно на свежем воздухе.

В-третьих, быстрая смена картинок в детских программах и мультиках рассеивает внимание ребенка. Неумение сосредоточиться может стать одним из важнейших элементов дальнейших сложностей с учебой. Чтобы научиться читать, писать и считать, ребенок должен полностью сконцентрироваться на этой деятельности. Поэтому стоит уделять внимание рисованию, раскрашиванию, собиранию конструкторов и пазлов и другим видам деятельности оффлайн, где нужно сосредотачиваться.

В-четвертых, при частом и громком прослушивании музыки в наушниках, которые вставляются прямо в ухо, может ухудшиться слух.

- Как долго дети могут пользоваться гаджетами в течение дня, чтобы избежать негативных последствий?

- Рекомендации педиатров, неврологов, психологов относительно времени, которое дети разных возрастов могут проводить за гаджетами, следующие:

детям до 2 лет не стоит давать в руки гаджеты;
детям 3-4 лет – 30-40 минут в день;
детям 5-6 лет – 1 час в день;
детям 7-9 лет – 1,5 часа в день;
детям 10-13 лет – 2 часа в день;
детям 14-16 лет допустимо использовать гаджеты до 3 часов в день.

 

- Как проявляется зависимость от гаджетов у ребенка?

- Распознать зависимость ребёнка от гаджетов довольно просто:

  •  Ребёнок испытывает непреодолимое желание использовать гаджет более 30 минут в день.
  • У ребёнка резко пропадает настроение, если выделенное на телефон время закончилось или пришлось отдать гаджет.
  • Резкое улучшение настроения, если разрешили взять гаджет.
  • Чтобы получить гаджет, ребёнок готов на капризы, истерики, он может торговаться и выпрашивать.
  • После использования телефона или планшета ему трудно переключиться на другой вид деятельности.
  • После использования гаджета ребёнок агрессивен и испытывает раздражение.
  • Ребенок теряет интерес к реальной жизни. Он не хочет гулять, играть в подвижные или настольные игры, рисовать, читать. Эти занятия кажутся скучными и неинтересными в сравнении с впечатляющим виртуальным миром.
  • Ребенка не интересуют разговоры и обсуждение того, что не связано с гаджетами. Он не задает многочисленные вопросы, что естественно для дошкольного и младшего школьного возраста. Оживляется только при разговорах об играх, которые он играет на своем девайсе.
  • Ребенок испытывает беспокойство, становится нервным и раздраженным, если приходится провести день без гаджета, не может себя ничем занять.
  • Ребенок теряет чувство времени и чувство меры, когда проводит время за гаджетом, не соблюдает оговоренные условия и всеми силами стремится быть в сети как можно больше.
  • Ребенок скрывает то, что он играет. Встает ночью, чтобы играть, а днем в школе чувствует себя уставшим и сонным.
  • У школьников падает успеваемость, они не стремятся общаться с друзьями, проводить время с семьей. Все их желания сводятся к тому, чтобы уединиться с гаджетом.

 

- Могут ли гаджеты влиять на социальное развитие ребенка?

- Ребенку для формирования навыков коммуникации нужно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, играть в ролевые игры. Проводя много времени за гаджетами, дети не имеют возможности и желания совершенствовать эти умения, поэтому их социализация страдает.

Опасно это и для подростков, которые соцсетями заменяют живое общение и выпадают из реальной жизни. Негативную роль играет и фактор анонимности. В интернете легко жить двойной и даже тройной жизнью. Это создает препятствия формированию личности, идентичности, пониманию себя.

- Каковы причины зависимости от гаджетов у детей?

- Сейчас можно наблюдать, как родители детям раннего возраста включают «развивающие» мультики, с двухлетнего возраста скачивают детские, а порой и не совсем детские игры. И вполне нормальной становится ситуация покупки личного смартфона или планшета ребенку 4-7 лет.

Причины подобного использования гаджетов могут быть разными: желание занять детей, пока взрослый решает важные дела; мысли о том, что пользование техникой поможет быстрее развиваться и выделяться на фоне маленьких сверстников; непонимание взрослыми особенностей формирования детской психики и, соответственно, влияния на неё современных устройств.

- Как предотвратить зависимость детей от гаджетов?

- Разумеется, просто забрать у ребенка гаджет не вариант. Особенно, если ребенок уже школьник. Тут нужен психологически грамотный и терпеливый подход. Родители должны быть строгими и не должны отклоняться от выбранной стратегии.

1. Поговорить с ребенком. Стоит сказать честно, что будет лучше, если у него будет не только виртуальная жизнь. Вы, как родители, хотите, чтобы он получил образование, нашел дело жизни и достиг успеха. Обязательно нужно объяснить ребенку, что такое зависимость и что для преодоления ее понадобятся силы и время. А родители ему в этом помогут.

2. Занятость. Каждый день ребенка должен быть строго расписан. Нужно придумать для него полезные и интересные активности: записать на секции и курсы, которые ему понравятся. У него должно быть время на прогулки, выполнение уроков и отдых. Вот в период отдыха он сможет пользоваться гаджетом, но только строго оговоренное время.

3. Личный пример. Дети всегда копируют родителей: если взрослые проводят свободное время в сети, то ребенок поступает так же. Он не видит, как может быть по-другому. Хорошо ввести в жизнь семьи ритуалы и традиции, планировать, как будете отдыхать все вместе. Это могут быть путешествия, прогулки, посещения интересных мест, настольные игры, совместные проекты, поделки, рукоделия, кулинарное творчество. Дети будут в восторге от такого времяпрепровождения, и гаджеты отойдут на второй план.

4. Польза. Мир интернета открывает огромные возможности для того, кто хочет развиваться, а не только развлекаться. Родители должны показать ребенку варианты полезного проведения времени в сети.

Профилактика зависимости от гаджетов

1. Важно с самого раннего возраста приучать ребенка к соблюдению правил, которые устанавливают родители. Тогда и ограничение времени, проводимого с гаджетами, не будет восприниматься болезненно.

2. Некоторые родители практикуют кормление малышей во время просмотра и мультфильма. Ребенок, увлеченный мелькающими картинками, послушно открывает рот. Но это приводит к нарушениям пищевого поведения и развитию зависимости от гаджета.

3. Нельзя использовать гаджеты, как средство от истерик или плохого настроения. Малыш должен учиться справляться с эмоциями самостоятельно, успокаиваться и благополучно переживать трудности.

4. Родители подают пример ребенку. Свободное время лучше проводить, общаясь с семьей, а не с гаджетом.

 

5. Детям всех возрастов нужно общение с родителями, общие интересы и цели. Тогда у них не будет потребности убегать от одиночества в сеть.

6. Важно обеспечить ребенку интересный и разнообразный досуг, достаточное количество игрушек, спортивного инвентаря, материалов для творчества.

7. Родителям нужно интересоваться, чем дети занимаются в сети, во что играют, что смотрят, с кем общаются. Уважение к интересам ребенка укрепляет родительский авторитет.

 

Новые медиа и технологии нужны и важны для подрастающего поколения. Они являются неотъемлемой частью социального взаимодействия в современном мире. Они вовлекают новое поколение не только в просмотр контента, но и в самостоятельное его создание. Однако последствия использования интернета и гаджетов детьми многоплановы и зависят от типа носителя, способа использования, а также от характеристик отдельного ребенка или подростка, использующего его. Каждый ребенок уникален, нет одного общего рецепта, который подошел бы всем семьям. Специалисты рекомендуют родителям разрабатывать индивидуальные планы использования гаджетов для своих детей, которые учитывают возраст, здоровье, темперамент и уровень развития каждого ребенка.

 

Родителям важно:
— Осознавать и понимать свою собственную роль в создании баланса между временем с использованием гаджетов и другими видами деятельности.
— Подходить к этому вопросу осознанно, не пускать его на «самотек».
— Обеспечить такие потребности ребенка как здоровая диета, хорошая гигиена сна, адекватная физическая активность и позитивные социальные взаимодействия.
— Научиться вовремя распознавать и решать возникающие проблемы, связанные с использованием гаджетов, которые могут негативно повлиять на здоровье, благополучие, социальное и личностное развитие, а также успеваемость детей.

 

Мария Собирова, Анастасия Гордиенко,

ЮГУ, 3 курс

 

 

При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна