Многие дети испытывают проблемы с адаптацией к учебе после летних каникул. Во многом это связано с тем, что их будни во время отдыха сильно отличаются от более напряженных школьных дней. Так у неготовности ребенка приступить к занятиям может быть сразу несколько причин:
● физическая: у него сбит режим сна и бодрствования. За лето ребенок мог отвыкнуть от школьного режима дня, поэтому ему сложно заставить себя рано вставать утром и вовремя засыпать вечером.
● умственная: он отвык от учебных нагрузок. По этой причине им бывает сложно собраться и настроиться на изучение школьной программы в новом учебном году.
● эмоциональная: он переживает из-за взаимоотношений со сверстниками и учителями.
Как же мы можем помочь ребенку в этой ситуации?
Прежде всего, необходимо правильно организовать режим дня (достаточный сон, пребывание на свежем воздухе, регламентированное пребывание за компьютером). Известно, что ребенок, живущий по режиму, более организованный, лучше справляется не только с учебной нагрузкой, ему хватает времени и на занятия по интересам. Ребенок, чтобы быть здоровым, должен достаточное время спать, адекватно питаться, ежедневно гулять на свежем воздухе.
Ученик начальной школы должен спать не менее 9-10 часов в сутки, средней школы – 9 часов, а старшей – 8 часов.
На улице ребенок должен гулять не менее 1-1,5 часов (если конечно это позволяют погодные условия).
При подготовке уроков нужно делать перерывы: младшим школьникам – через 20–25 минут, старшеклассникам – через 30–40 минут. Детям начальной школы рекомендуется начинать занятия с письменных заданий, письмо дается им трудней.
Кроме того, необходимо, чтобы у ребенка было личное время. Так он психологически отдыхает, что для сохранения здоровья очень важно.
Самый сложный процесс адаптации к школе, конечно, у первоклассников. Начало обучения для ребенка – это не только новые контакты, отношения, обязанности, но и принципиально новые условия жизнедеятельности, которые сопровождаются большими физическими (и прежде всего статическими), эмоциональными и умственными нагрузками.
Чтобы освоиться в школе, ребенку-первокласснику нужно время. Это довольно длительный процесс. Адаптация к школе (социально-психологическая) проходит по-разному у разных детей.
Родителям очень важно понимать, что ребенок сталкивается с экстремальной нагрузкой. Поэтому нужно вести себя как можно спокойнее, относиться к ребенку с пониманием, быть терпеливыми.
Необходимо постоянно наблюдать за поведением ребенка, обращать внимание на отклонения от обычного поведения.
Ими могут быть: беспокойство, в том числе беспокойный сон (если до этого ребенок спал спокойно), страхи, навязчивые движения (подергивания мимических мышц, подергивания плечом, покряхтывание и покашливание), резкая смена настроения, повышенная двигательная активность или, наоборот, вялость, заторможенность, жалобы на головные боли, боли в животе, общее плохое самочувствие, потеря аппетита, а также снижение массы тела, отказ идти в школу, нежелание учиться, возникновение конфликтных ситуаций со сверстниками и с учителем.
Если родители заметили неладное прежде всего следует проанализировать режим, нагрузку, взаимоотношения ребенка с учителем и со сверстниками. Иногда для решения проблемы бывает достаточно нормализовать распорядок дня, снять перегрузки, увеличить время сна.
Не менее важным условием хорошей адаптации ребенка является правильный рацион питания. Прежде всего следует сказать, что рациональное питание означает адекватное питание, то есть объем и состав пищи должен соответствовать возрасту ребенка и энергозатратам, обеспечивать организм всеми необходимыми ему веществами и энергией. Естественно, ребенку активному, занимающемуся физической культурой и спортом, нужно больше пищи, что покрывать затраты энергии.
В среднем суточная калорийность рациона должна составлять:
- у детей 7–10 лет – 2 100–2 300 калорий;
- у детей 11–13 лет – 2 300–2 500 девочки и 2 400–2 700 мальчики;
- у детей 14–17 лет – 2 400–2 600 девочки и 2 800–3000 мальчики.
Пищу ребенок должен принимать в среднем через 4 часа, то есть основные приемы пищи будут 4 раза в день. На обед должно приходиться до 35% суточной калорийности, на завтрак и ужин – до 25%.
Здоровье школьника напрямую зависит от его организованности, рационального режима дня. Все должно быть очень четко: режим дня, длительность сна, кратность питания, уроки. Регламентируется подготовка домашнего задания, пребывание на воздухе, питание. А если при этом ребенок будет окружен заботой и любовью родителей, то проблем с адаптацией и учебной деятельностью в целом не будет, а если и возникнут, то будут носить кратковременный характер.
Материал подготовлен специалистом
БУ «Когалымская городская больница»