
Буквы тоже могут «не усваиваться»! Неточное соотношение звуков с их графическими образами, неправильное соединение букв в слоги, в слова, зеркальное чтение, частое соскальзывание с одной строчки на другую во время чтения, неверное понимание прочитанного на уровне отдельного слова, предложения, текста, – так зачастую дает о себе знать дислексия!
Простое слово «молоко» дислектик увидит, как набор символов — например, «омлоок». При этом ему сложно следить за строкой. Часто неправильное прочтение слов ведёт к непониманию смысла, нарушению письма и орфографии. Может сложиться ощущение, что ребенок плохо усваивает учебный материал, не способен к обучению и тому подобное.
Но дислексия – это нейробиологическая особенность. Мозг неправильно воспринимает и расшифровывает зрительную информацию и выбирает сложный путь, чтобы распознать напечатанные символы. Поэтому врачи напоминают: не спешите нанимать репетиторов, покажите ребенка неврологу и логопеду!
Причин у этого явления может быть много – от гипоксии в период внутриутробной жизни малыша, инфекций, травм до дефицита общения и неприятной эмоциональной обстановки в семье. А лечение, как всегда, продолжительное, требует большого усердия со стороны пациента и контроля со стороны родителей!
В целом диагностические мероприятия можно разделить по трем направлением: оценка устной речи, оценка письменных навыков и нейропсихологическая оценка.
Дополнительно логопед может направить ребенка на неврологическое и офтальмологическое обследование.
Выбор тактики лечения зависит от формы и степени выраженности расстройства. В ходе занятий специалист прорабатывает в первую очередь артикуляцию и дикцию ребенка, учит его правильно соединять звуки и буквы в слоги, а слоги в слова, работает над выработкой зрительного восприятия текста.
Рекомендации родителям и учителям детей с дислексией:
- Занятия с учителем-логопедом в школе;
- Занятия с психологом в школе;
- Дать ученику больше времени на выполнение заданий, как в школе, так и дома.
- Позволить демонстрировать знания через нестандартные проекты: съёмка учебных фильмов, устные доклады, подготовка фотоколлажей по заданной теме, опыты и эксперименты;
- Разрешить вести запись урока на диктофон (если разрешит администрация учреждения) – так он сможет прослушать урок целиком или некоторые фрагменты и не тратить силы и время на чтение. Это можно делать дома;
- Читать вслух, слушать запись на диктофоне и обсуждать вместе прочитанное — это расширит кругозор, обогатит словарный запас и стимулирует слуховое восприятие текста;
- Перечитывать книги несколько раз и возвращаться к старым сюжетам. Возможно, не хватило времени, чтобы понять смысл прочитанного в книге;
- Выписывать и обсуждать незнакомые и непонятные слова.
«В моей практике расстройство чтения встречается у приблизительно 10% детей. Большая часть случаев дислексии связана с наследственностью. Обычно дети с дислексией любопытны, у них хорошо развито воображение, а особенности восприятия позволяют им мыслить нестандартно и находить интересные решения. Они могут реализовать свой потенциал, если им помочь им адаптироваться к учёбе. Дислексию нельзя вылечить или «перерасти» — особенность остаётся с человеком на всю жизнь. Но при условии соблюдения всех рекомендаций врачей и продолжения работы над собой, можно хорошо социализироваться в обществе», – говорит логопед Няганской городской детской поликлиники Елена Родина.