Рак не болит

 

К 2024 году в России смертность от онкозаболеваний должна быть снижена до 185 случаев на 100 тысяч населения, а охват профилактическими медосмотрами увеличен с 40 до 70%. Эти задачи государство поставило перед всем здравоохранением. А их выполнение возможно лишь при доступной и качественной онкологической помощи. Какова ситуация с выявлением и лечением рака в нашем регионе?

Выявляем на ранних стадиях

По словам ведущих онкологов Югры, в нашем регионе смертность от рака в полтора раза ниже, чем по России в целом, – порядка 124 случаев на 100 тысяч населения. Система помощи онкологическим пациентам в округе уже сформирована. На востоке работает Нижневартовский онкологический диспансер, в центральной зоне – окружной онкологический центр в Сургутской ОКБ, на западе – окружной онкологический центр в Ханты-Мансийске. Принято решение об открытии центра амбулаторно-онкологической помощи в Когалыме.

На учёте с различными онкологическими заболеваниями состоит более 35 тысяч югорчан. «Более 19,5 тысячи живёт с нами более 5 лет – это знаковая веха, – уточняет главный внештатный онколог Югры, руководитель окружного онкологического центра Евгений Билан. – Потому что после 5 лет количество рецидивов и возврата заболеваний значительно снижается. В Югре есть тенденция к увеличению выявления злокачественных образований на ранних стадиях – порядка 61%. Причём 30% выявляются благодаря профилактическим осмотрам и диспансерному наблюдению. В среднем по России эта цифра в районе 27%. В прошлом году мы взяли на учёт 4 627 жителей Югры. 52% из них – женщины. Они более ориентированы на прохождение профилактических осмотров, более ответственно относятся к своей жизни».

Онкологи отмечают, что у рака на севере есть своя специфика. Связана она в первую очередь с питанием.

«Северяне – приверженцы мясной, жареной, копчёной пищи. А она не способствует здоровью желудочно-кишечного тракта. На первом месте по выявляемости у нас рак толстого кишечника. На втором – рак молочной железы. Причём порядка 82% – женщины с 1-2 стадией – это результаты планомерной работы», – уточняет Евгений Билан и отмечает, что на ситуацию с онкологией влияет и климат. Точнее, малоподвижность населения – из-за морозов югорчане меньше ходят пешком, а ведь движение – это жизнь! Ещё очень важно лечить хронические заболевания, которые накапливаются с возрастом.

Испытания: одно за другим

Пандемия стала испытанием для всей системы здравоохранения. В 2020 году в Югре выявили на 20% онкобольных меньше, чем в 2019-м, потому что во время локдауна не было возможности проводить обследования в прежнем объёме. В этот период по всей России выросла и смертность от злокачественных новообразований. Но благодаря компьютерной диагностике, которую проводили больным с ковидом, врачи начали выявлять рак лёгкого на ранних стадиях. «Эта ситуация характерна не только для нашего округа, – отмечает доктор Билан. – В 2020–21 годах мы ни на один день не останавливали приём и лечение пациентов. Мы изменили поточность в медучреждениях. По часам проводили КТ. Знали, когда у кого какой коридор, когда безопасно вести пациента, а когда нет. Возможность заражения была минимальной».

Все методы лечения, исследования, наблюдения написаны кровью пациентов во всём мире.

Затем началась санкционная эпопея, грозившая нарушить доступ к импортным лекарствам. «Дефицита мы не ощущаем. В случае отсутствия какого-либо препарата меняем тактику лечения пациента, не ухудшая качества. На это есть соответствующее распоряжение как Минздрава, так и главного онколога, курирующего нашу территорию», – поясняет Евгений Билан.

Прогнозы зависят от стадии

Онкологи всего мира по-прежнему считают, что прогноз лечения рака определяется его стадиями – чем меньше, тем лучше прогноз, тем меньше людей с инвалидностью, тем легче лечение и более устойчивый результат. Поэтому важно, чтобы было как можно больше приверженцев здорового образа жизни, а злокачественные новообразования выявлялись на ранних стадиях. Для этого проводят скрининговые мероприятий.

Нам есть чем гордиться. Мы были первыми в стране во многих начинаниях. Это раннее выявление рака молочной железы путём регулярных маммографий. Диагностика ранних стадий рака простаты путём проведения анализа, скрининг колоректального рака, скрининг шейки матки. Сейчас работаем над введением скрининга лёгкого, – делится информацией Евгений Билан. – Порядка 89% злокачественных образований, выявленных в 2022 году во время прохождения диспансеризации и профилактических осмотров, – это ранние формы рака. Причём если в 2019 году диспансеризацию прошло порядка 174 тысяч человек, то в 2022, если мне память не изменяет, – 345 тысяч жителей округа. Практически в полтора раза больше. Потратьте время на себя, придите к нам».

К сожалению, до сих пор встречаются пациенты, которые отказываются лечиться у врачей-профессионалов и прибегают к народной медицине.

«Мы теряем время. И уже скованы в тех возможностях, которые могли применить для лечения пациента полгода назад, месяц назад. У меня огромная просьба ко всем. Давайте мы сначала проведём лечение, которое математически, статистически доказано во всём мире. Все наши действия, методы лечения, исследования, наблюдения, кратности лечения и наблюдения написаны кровью пациентов во всём мире. И они строго регламентированы, – уточняет доктор Билан. – В начале 2000-х годов 30–40% пациентов занимались лечением мухоморами, чагой, авиационным керосином. Они ухудшали своё самочувствие. Чаще всего люди старшего поколения верят в народную медицину, боясь таблеток. Да, лечение небезопасно, но существует жизненная ситуация, которую нужно разрешать и двигаться вперёд».

Комментарии

Виталий Абунагимов, заведующий онкологическим отделением окружного онкологического центра Сургутской окружной клинической больницы:

«Рак не болит. Наша задача – не дожидаться, пока заболит. Осмотры надо делать рутинно. Помечайте себе, например, в январе я прохожу кабинет шейки матки, маммографию, УЗИ – диагноз «рак тела матки» только по УЗИ можно поставить. Для рака яичников целесообразен маркер Ц-125. Он даёт практически стопроцентную диагностику отсутствия или наличия заболевания.

При выявлении рака молочной железы первой стадии пятилетняя выживаемость составляет 97%. Вторая-третья стадии уменьшают до 52 и 47% – более половины женщин не доживают срок в пять лет.

Порой мы видим, что у нас цифры по количеству онкобольных немного выше становятся. Это за счёт пришлых пациентов. У нас население молодое, они привозят своих родителей из других регионов уже с онкозаболеваниями. Потому что наш округ более-менее обеспеченный в плане лекарств и прочее».

Надежда Пищаева, главный внештатный специалист департамента здравоохранения Югры, детский онколог Нижневартовской окружной клинической детской больницы:

«Помощь детям с онкологией оказывается на базе региональных и федеральных центров. Внедряются новые препараты, иммунная терапия. Можем проводить иммунную терапию в нашем отделении. Не каждый пациент должен направляться в федеральный центр.

Хочу миф рассеять, что кому-то не хватает квот. Это не так. Квоты закладываются федеральным учреждением, мы на это повлиять не можем. Но! Если нам нужна госпитализация в федеральный центр для проведения терапии, которую мы не можем оказать у себя на месте, – прежде всего это трансплантация костного мозга, лучевая терапия с применением наркоза, оперативное лечение в сложных ситуациях, – то мы связываемся с тем или иным федеральным центром ещё на стадии, когда ставим начальный диагноз. И центр уже знает об этом пациенте и готов его принять, когда будет показан этот вид терапии. Так же и эндопротезирование. Сейчас каждый пациент с остеосаркомой или саркомой Юинга не инвалидизируется, а может полноценно жить, имея эндопротез».

КСТАТИ

Согласно постановлению правительства РФ о программе госгарантий на 2023 год, при некоторых онкологических заболеваниях, если такое было установлено пациенту до 18 лет, молодой человек может получать помощь на базе детского стационара. К этому долго шли. Очень хорошо, что он может у нас завершить начатое лечение.

Елена Руденко

При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна