Аутизм у ребенка – как быть эффективным родителем

Ранний детский аутизм – это медицинский диагноз, который может поставить только врач после всестороннего обследования. Если такой диагноз подтвердился, то нужно понять, что ребенку сложно жить в этом мире, взаимодействовать с ним, а значит, нужно научиться больше наблюдать за малышом, интерпретируя вслух каждое его слово, каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами.

Родителю важно сделать жизнь ребенка предсказуемой и понятной для него. Это обеспечит ребенку комфорт от того, что он будет знать заранее какие события произойдут. Простой режим дня отлично подходит для этого - его можно составить с учетом занятий ребенка, прогулок, приема пищи, гигиенических процедур и пр., обозначив события картинками. Надо стараться, чтобы внезапных изменений в постоянной рутине дня происходило как можно меньше. Если эти изменения должны произойти, то ребенка лучше готовить к ним заранее.

Прекрасно, если родитель поощряет ребенка за хорошее поведение. Хвалить нужно сразу, как только малыш демонстрирует хорошее поведение, выполняет инструкцию, применяет только что разученный новый навык. Это так называемое положительное подкрепление - эмоциональная и своевременная награда за труд в виде приятного сюрприза, которая поможет быстрее сформировать у ребенка нужное поведение и закрепить его.

Отдельный момент, требующий внимания – сенсорные особенности ребенка. Как правило, дети с аутизмом чувствительны к звукам, свету, прикосновениям. Родителю необходимо понять, какие из них неприятны ребенку, а что наоборот его успокаивает. Зная это можно предотвращать ситуации, когда в ответ на неприятный раздражитель ребенок неосознанно даст негативную реакцию.

Наряду со всем вышесказанным,нужно с ребенком просто разговаривать. При этом не говорить много, стараться использовать короткие и понятные предложения. Если ребенок вас не понимает, повторить еще раз, попроще. Можно использовать жесты, отчетливую мимику или картинки с соответствующими изображениями. Обязательно делать паузы, давая маленькому человеку время осмыслить вашу реплику и отреагировать.

Поскольку детям с аутизмом трудно различать по мимике эмоции других людей, не говоря уже о своих собственных, будет здорово подбирать для просмотра мультфильмы с героями, у которых понятная мимика. Пусть ребенок угадывает настроение персонажей (например, с помощью стоп-кадра), пробует изобразить их сам. В минуты погружения малыша в себя нужно стараться отвлекать его. Полезно придумывать истории, в которых действуют положительные и отрицательные герои. Это поможет ребенку на подсознательном уровне усваивать, что такое хорошо и что такое плохо. Во время игры мимика должна быть выразительной, чтобы у ребенка было больше шансов угадать ваше настроение. В целом, важно не закрываться о мира, не избегать выходов в социум, походов в гости, так как в противном случае ситуация только ухудшается – ребенок всё больше замыкается в себе. Несмотря на особенности общения, ребенок с аутизмом должен бывать в коллективе. Ребенок остается ребенком. Родители могут заранее продумать, как вызвать у ребенка смех, улыбку и интерес к совместной игре. Есть огромное преимущество если малыш поймет, что играть в компании намного веселее и интереснее.

Вместе с тем, важно следить за безопасностью малыша – обычные меры безопасности нужно поддерживать гораздо дольше. Как показывает практика, дети с аутизмом склонны к побегам (это может быть бегство от стрессовой ситуации или неприятных сенсорных стимулов). На улице прежде всего нужно понять, почему ребенок убегает: это внезапный порыв, он бежит к определенной цели или что-то ещё. Следующий шаг – разобраться, какой триггер запускает эту ситуацию. Например, если это какая-то цель, то нужно позволить ребенку исследовать её безопасным и контролируемым способом.

Очень большое значение в жизни малыша с аутизмом имеют развивающие занятия. Необходимо заниматься каждый день: это очень трудно, но только это может принести результаты. Начинать лучше с 5 минут и постепенно увеличивать время, избегая переутомления ребенка. Не стоит сравнивать своего малыша со сверстниками. Сопоставлять успехи ребенка можно только с его же вчерашними успехами, ориентируясь на динамику достижений. При этом лучше, если родители «на одной волне» со специалистами (психологами, дефектологами), которые работают с ребенком. Родители должны знать, что происходит на занятиях, какие требования предъявляются ребенку и соблюдать рекомендации специалистов. Соблюдение единства требований дома и на занятиях помогает укрепить успех ребенка. Если не соблюдать единства требований, то в голове у ребенка возникает хаос, занятия становятся бесполезными.Так же единство требований должно быть и в семье: например, если есть запрет на какое-то действие, то он соблюдается всегда и всеми членами семьи. Так ребенок быстрее привыкнет и начнет соблюдать правила, когда сами взрослые будут их придерживаться (есть только на кухне, разуваться в прихожей и пр.).

В целом, задача каждого родителя – создание психологического комфорта ребенка, ощущения эмоциональной безопасности, чувства защищенности. Это не исключение и для родителя ребенка с аутизмом, наоборот, малыш с такими особенностями требует еще большей чуткости, внимания и терпения.

 

Статья подготовлена медицинским психологом Масагутовой Миляушей Миниахметовной

 

 

При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна