Чтобы жили в сердцах память и благодарность

К сожалению, все меньше тех, кто помнит имена ветеранов, боровшихся за будущее своей Родины на фронте и в тылу. Хотелось бы, чтобы имя каждого из них не осталось безвестным на страницах сухих архивных документов, чтобы его повторяли живые уста, а память о нем передалась будущим поколениям.

Исследователь истории медицины Ханты-Мансийского автономного округа Леонид Филиппович Струсь пишет:

«Работая с историческими материалами, я нашел списки медицинских работников, награжденных орденами и медалями. Участники Великой Отечественной войны и труженики тыла – медработники внесли свой вклад в дело Победы ратным подвигом и доблестным трудом.

В перечне боевых наград отражен большой путь к Победе – Москва, Ленинград, Сталинград, Прага, Кенисберг, партизанские бои и, наконец, Берлин. Оперируя под бомбежками, спасая раненых на поле боя и выхаживая их в медсанбатах санитары, санинструкторы, врачи возвращали в строй солдат и приближали День Победы. Многие не встретили этот день, пав смертью храбрых на полях сражений.

И приходили похоронки родным с передовых позиций. Примером является подвиг санинструктора Елены Ильиничны Артеевой, выпускницы Остяко-Вогульской фельдшерско-акушерской школы, бросившейся под танк с гранатой, спасая раненых солдат.

Нелегко было и в тылу. Лучшие медицинские кадры мобилизованы на фронт, и вся тяжесть борьбы с заболеваниями легла на немногочисленный состав медработников.

В отсутствие лекарств, перевязочного материала, санитарно-бытовых условий с прибытием в округ спецпереселенцев и эвакуированных из занятых врагом территорий надо было не допустить вспышек инфекционных заболеваний и их эпидемий.

И эта задача ценой невероятных усилий была выполнена, хотя были потери и в тылу среди медработников – от сыпного тифа и других инфекций. Будем благодарно помнить всех наших коллег за их трудовую доблесть.

В своих книгах и публикациях я поднял из забвения историю многих и многих, кто в военное время был на передовых позициях фронта и тыла. Вспомним эти имена из списка награжденных, упокоенных на кладбищах столицы Югры.

Вот рассказ одной из героинь Великой Отечественной войны, записанный с ее слов более 40 лет назад. Пашкина Ольга Ивановна родилась в 1909 году в Пермской области. В 1937 году окончила Пермское медицинское училище и приехала на работу в Остяко-Вогульск, вышла замуж.

Супруг с началом войны ушел на фронт, а сама Ольга работала в больнице и помогала рыбокомбинату – таскать соль, ловить рыбу, косить и убирать сено. Грести на неводнике (лодка с которой забрасывают невод). Не было тогда на них моторов.

В армию девушку призвали 25 мая 1943 года. Она попала в 104 дорожно-строительный батальон, участвовала в строительстве дороги для наступления на город Старую Руссу в Новгородской области.

«Летали вражеские самолёты, бомбили, стреляли из пушек. После артподготовки наши пошли в наступление и появились первые раненые. Эта была страшная картина. Тут была и хирургом, и врачом. Оказывала первую помощь под минометным огнем», - вспоминала Ольга Ивановна.

Летом 1944 года она была переведена в 461 медсанбат 368 мотострелковой дивизии на Карельский фронт – в Печенгскую Краснознамённую часть под командованием генерал-майора Василия Калениковича Сопенко.

«Я прибыла в медсанбат части после того как войска Карельского фронта форсировали реку Свирь от Онежского до Ладожского озера, прорвали сильно укреплённую оборону немцев, заняли более 200 населенных пунктов, - рассказывала Ольга Пашкина. –  За время службы в части приобрела верных подруг, Киру Михайловну Болтыреву, сейчас она на пенсии и живёт в Ленинграде. Валентину Ивановну Попову, она проживает в Тобольске. Лобан Галину Григовьевну, живущую в Павлодаре. Жизнь разбросала товарищей в разные концы страны, а память хранит тепло фронтовой дружбы до сих пор».

Тогда же был освобожден город Петрозаводск и занята железнодорожная станция и город Кондопога. На северо-западе Мурманска было сильнее прорвано укрепление врага. Был освобождён город Петсамо (Печенга). Это было 15 октября, а 16-го Ольга была тяжело ранена и выбыла из части.

«А война развёртывалась всё шире, враг занимал новые города, разрушал селения, убивал и калечил людей. Мужественно боролись солдаты, удерживая страшный натиск врага, на солдат – наших братьев и мужей, равнялись в своём нелёгком труде и мы – солдатки, -  рассказывала она. – В феврале от дифтерии умер мой сынок, не уберегла я его, моего резвого жизнерадостного малыша. Обстановка была такова, что лечебную работу надо было вести за себя и за товарищей, ушедших на фронт. Кроме того, организовались вечерние курсы медсестёр. Я заведовала учебной частью. Занимались с 6 часов вечера и до 12. Молодые женщины и девушки горели желанием скорее закончить курсы и отправиться на фронт».

В тревогах и хлопотах, в непосильном труде миновало лето и вторая военная зима. Работая членом комиссии по мобилизации Ольге Пашкиной приходилось не считаться со временем. В осеннюю стужу и слякоть, в зимние морозы, на лошадях, на лодках, на катерах объездили все уголки района.

«Но всё это было не то, мечталось о фронте. Фронт манил, но в то же время пугал и страшил. Ведь с оружием обращаться не умею, боюсь охотничьего ружья мужа. Да и не брали, все просьбы были отклонены, – рассказывала она. – И вот, в мае 1943 года повестка в руках. Через короткое время была уже в Москве, в отделе кадров Красной Армии. Получила направление на Северо-Западный фронт. Попала в дорожно-строительный батальон под Старую Руссу. При артиллерийских дуэлях «кланялась» каждому снаряду, пока не научилась различать выстрелы своих от вражеских. Позже привыкла к грохоту и шуму войны. Выучилась обращаться с оружием и получала благодарности от командования. Долгое время не умела обуваться, надеть, навернуть хорошо портянки. Сапоги хлябали, набивая на пятках мозоли. От артподготовки земля ходуном ходила, от дыма и копоти не видно было солнца. Здесь увидела людей, как будто побывавших в мясорубке. Впервые я встретилась с раненными, откинув брезент двуколки. И растерялась от вида ранений.

Растерянность и некоторое смущение от необычности обстановки отошли на задний план. Всё внимание сосредоточилось на оказании помощи, быстрой эвакуации в медсанбат, где шла упорная борьба за спасение жизней. После этих боёв наша часть была вывезена на отдых, а после занималась эксплуатацией прифронтовых дорог».

В мае 1944 года Ольга была переведена в медсанбат одной из стрелковых дивизий Карельского фронта. Здесь в первые же часы сбылась заветная мечта - она встретила своего мужа. О том, что он служит в одном из артполков дивизии ей сообщила одна из медсестёр медсанбата, знакомая по Ханты-Мансийску.

«На всю жизнь мне запомнилось утро первого дня работы в медсанбате, - говорила ветеран. – Ярко светило солнце, какие-то лесные пичуги пели свои песни, около столов, сколоченных из сосновых жердей, было много зверья. Свободные от дежурства, мы завтракали, любуясь природой. И неожиданно в миг вся эта мирная обстановка, вся красота и благодать была разрушена разорвавшимся около хирургической палатки снарядом. Осколком была убита медсестра, другой оторвало ногу, искалечило руку. Через короткие промежутки снаряды стали ложиться в расположении медсанбата. Они выворачивали деревья, осколки рвали брезент палаток. На корневищах и кронах деревьев висели бинты и останки раненых.

В слепящем дыму, удушливой гари, в грохоте разрывающихся снарядов началась эвакуация оставшихся в живых раненых на несколько километров в тыл. Только развернув на новом месте медсанбат, оказав необходимую помощь всем нуждающимся, мы почувствовали валящую с ног усталость. Этот обстрел медсанбата произвел на нас всех потрясающее впечатление. Враг стрелял в неподвижных беспомощных раненых».

Осенью 1944 года все чувствовали близость конца войны, наши войска повсюду громили врага. Все жили одной мыслью – победить, вернуться в родные места к своим семьям и начать строить счастливую жизнь. В сражениях за Победу погибли двое братьев Ольги Пашкиной. А из оставшихся в живых один был ранен, другой с обмороженными ногами долгое время лечился в госпитале в Ленинграде.

В августе 1945 года после девятимесячного лечения она возвратилась домой, в милый своему сердцу Ханты-Мансийск, где родила дочь и дождалась внуков. За свой самоотверженный труд старший лейтенант медицинской службы Пашкина Ольга Ивановна была награждена орденом «Отечественной войны II степени», медалью «За оборону Заполярья», юбилейными медалями».

Леонид Струсь