О ВИЧ и СПИДе не любят говорить вслух. Хотя, ежедневно от этих болезней умирают и вновь заражаются десятки тысяч людей. Это, например, больше, чем погибают в авиа и дорожных происшествиях, вместе взятых...
Самое опасное время — так называемый период «окна», который длится до полугода. В течение этих шести месяцев наличие возбудителей в крови выявить невозможно, человек болен, но не знает об этом и может заражать других. Рискует каждый, кто живет половой жизнью.
Цепочку отследить несложно. Случайная «незащищенная» связь и, как результат, один из партнеров — носитель неизлечимого заболевания, а уже после одного контакта с мужем или женой ничего неподозревающий супруг становится жертвой болезни от предательства родного человека.
Другой источник заражения — инъекционное употребление наркотиков. Как правило зависимые, в погоне за очередной дозой, не предают значение правилам гигиены и используют один шприц, который и становится источником заражения.
Для тех, кто не знает — ВИЧ нельзя заразиться бытовым путем.
Инфекция передается в трех случаях:
- при незащищенном половом контакте;
- через кровь (колющий инструментарий: иглы, шприцы, ножницы, пирсинг и т.д.);
- от инфицированной матери к ребенку. К слову, у ВИЧ-положительных женщин рождаются здоровые дети (если будущая мама знает о заболевании и соблюдает все предписания специалистов).
От первого лица
Что происходит в душе пациента, когда врач ставит диагноз: ВИЧ или СПИД? О чем и о ком думает человек в первые минуты, часы, дни? Кто поможет справиться со «страшным» ударом судьбы и возможно ли облегчение? История Татьяны...
«Я живу с ВИЧ-инфекцией с 2000 года. Да, я принимала наркотики, у меня была зависимость. Мне не было дела ни до родных, ни до здоровья — интересовали только наркотики. У меня диагностировали ВИЧ. В 2009 году организм окончательно ослаб, не выдержав влияния и болезни, и наркотиков. Так сказать, свалилась! Случился инсульт. Я перестала ходить и говорить. О жизни в состоянии лежачего «овоща» думать не хотелось. Но, видно, есть Бог. Он дал мне шанс. Спасибо родным. Близкие боролись за мою жизнь. Брат брал меня на руки и заново учил ходить, благодаря упорству моей мамы ко мне вернулась речь.
Я пошла. С 2012 года я принимаю терапию. Благодаря врачам и лечению успешно повысилась иммунограмма. Вирусная нагрузка равна 0. Мое мировоззрение резко изменилось. Наркотики с 2009 года не употребляю. Не хочу. Я была замужем, пыталась помочь супругу жить без наркотиков, получать терапию. Сначала был успех, дальше — отсутствие желание лечиться...Смерть.
Я благодарна врачам. Сейчас я регулярно сдаю анализы, принимаю терапию. У меня много лет не определяется гепатит С. Я работаю, живу.
У меня есть один совет тем, у кого есть аналогичный диагноз: не отчаивайтесь, терапия творит чудеса и позволяет продлить жизнь. Подумайте о себе, о близких. Жизнь — классная штука. Выход всегда есть!»
Послесловие
Действительно, выход есть всегда! Тем не менее, чтобы рассказать о своем ВИЧ-статусе, необходимо еще раз хорошо обдумать, взвесить все «за» и «против». Нужно быть готовым к любой реакции окружающих. Не «сломаться». Суметь выдержать негативную реакцию. Важно оценить свои ожидания и подумать, о чем вы можете пожалеть в будущем, если расскажете сейчас. А как бы поступили вы?
Оксана Бондарь,
медицинский психолог доверенный по ВИЧ/СПИДу
БУ «Няганская городская поликлиника»