Жизнь прожить - не поле перейти…

Дети войны — это те дети, у которых война отняла отцов, матерей, это и те дети, которые родились во время войны 1941-1945 гг. Но война не стерлась из людской памяти, и забыть те дни нельзя. Потому что история — это судьба каждого, кто вынес на себе четыре года смертельных боев, четыре года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество. Война отучила этих детей плакать.

*****

Воспоминания бывшей медицинской сестры Сургутской стоматологической поликлиники №1 (ныне на заслуженном отдыхе) Анны Григорьевны Потуроевой.

Анна Григорьевна родилась 14 февраля 1928 года в селе Нерубаевка Евградского района Кировоградской области, что на Украине. До начала войны она успела окончить пять классов с отличием.

- Когда началась война, мне было тринадцать лет, — рассказывает Анна Григорьевна. — Жили мы на Украине. В воскресенье мы с отцом пошли на праздник. По дороге домой отец мне сказал: «Дочка, началась война». Папа был очень расстроен, он знал, что пойдет на фронт и оставит нас. В семье нас было шестеро детей, я - самая старшая. Жили очень бедно, не было ничего, еще и детство поглотила война: в общем, голод и разруха.

От соседей узнали, что бомбят Киев: ведь не было ни радио, ни телевидения. Всех мужчин деревни забрали на фронт. А потом мы узнали, что фашисты близко, что они уже в Киеве.

Не помню, сколько прошло времени, смотрю в окно, идет колонна фашистов, дома я была со своими братьями и сестрами, мама ушла на озеро. Сидя в ужасе у окна, я лишь переживала за маму, главное, чтобы она не попалась.

Прошло время, фашисты обосновались в нашем селе. Каждый день ходили по домам: забирали продукты, скотину, забирали все… А нам надо было чем-то питаться.

Спустя несколько минут и переведя дыхание, Анна Григорьевна указала на одну из своих многочисленных работ – картину, вышитую крестиком. Она висела в самом углу и была меньше остальных, но, видимо, самой дорогой и бесценной для хозяйки.

- Я вышила ее, когда мне было десять лет. Совсем отчаявшись от голода, решила обменять ее у крестной на зерно, ей тогда удалось спрятать от оккупантов часть зерна. Отсыпав немного, она сказала, чтобы я никому не отдавала вышивку, берегла ее. Так я всю жизнь с ней живу, не расстаюсь…

Видела бой самолетов, все видела… Помогала партизанам, хотя сами были голодные.

Когда наша армия окончательно закрепилась в селе, напротив нашего дома поставили «Катюшу», и нам, детям, разрешали приходить и смотреть на это чудо военной техники.

Именно эти дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.

Анна Григорьевна продолжила: «В это время вся деревня вышла на помощь армии: кто-то пошел копать окопы, а мы с моей подругой прикрепились к Нулевому госпиталю под руководством начальника госпиталя Сазонова. Мы забирали раненых и везли их в госпиталь. Я была довольна, что помогала раненым хоть чем-то. Сколько мы перевезли раненых даже не сосчитать, но одного бойца я никогда не забуду. Вспоминаю его всегда. Он так мучился от боли, и просил его не спасать, но мы все равно привезли его в госпиталь. Начальник госпиталя Сазонов, когда увидел нас напуганных и заплаканных, обнял и нам показалось, что он заплакал. «Дети не переживайте, вы сделали доброе дело. Я дам справки, и вы сможете поступить в любое медицинское учреждение без экзаменов», – сказал Сазонов.

- А какие могут быть экзамены и какое поступление, когда я всего закончила 5 классов, писали тогда на газете сажей.

Шло время, а мы с подругой Прасковьей продолжали спасать бойцов, копали окопы… 

В конце войны начальник госпиталя Сазонов, как и обещал, дал нам справки, а подруга моя порвала ее в клочья и выбросила. «Сколько я могу смотреть на эту боль, зачем мне нужна эта справка», - сквозь слезы сказала она.

- А я так стремилась учиться, так старалась и хотела быть грамотной, справку свою сохранила и, спустя время, решила пойти учиться на фельдшера. Поехала поступать, и благодаря этой справке меня взяли. Проучилась четыре года и стала медицинской сестрой.

В 1970 году я приехала в Сургут из Хабаровска, тут жила моя сестра. Первый муж был военным, к тому времени мы много объехали городов. В Хабаровске работала медсестрой в стоматологии. Поэтому по приезду сюда, я пошла работать также в стоматологию. Это сейчас она одна из самых больших стоматологий в округе, а тогда - это было маленькое здание за рекой Саймой.

Так и осталась в Сургуте. На протяжении всей жизни занималась вышивкой - это моё хобби, моя отдушина. Сейчас у меня уже более 300 работ, многие отмечены грамотами и дипломами.

А про войну я говорить не люблю и никогда не хочу вспоминать весь тот ужас, что нам было суждено пережить, - закончила свое повествование Анна Григорьевна Потураева.

Как хорошо, что мы живем в мирное время. Как повезло нам, не знающим, что такое война. Мы благодарны тем детям и ветеранам, которые подарили нам свободу. Низкий вам поклон!

БУ «Сургутская стоматологическая поликлиника № 1»