В Окружном кардиологическом диспансере «Центр диагностики и сердечно-сосудистой хирургии» стартовал учебно–образовательный проект "Я могу спасти жизнь!". Он нацелен на повышение уровня знаний школьников о поведении в экстренных ситуациях.
Авария, пожар, тепловой удар – любое происшествие, в результате которого происходит остановка сердца, может закончиться благоприятно, если вовремя предпринять меры и знать точный алгоритм оказания доврачебной помощи. В случае, когда работа сердца восстановлена в течение первых 5 минут, развитие дальнейших осложнений для пострадавшего можно избежать. Если приступить к реанимации позже, то клетки головного мозга, не получая кислород, начнут погибать, что приведет к необратимым последствиям.
Потому необходимо знать и популяризовать элементарные правила поведения при обнаружении человека без сознания. С этой целью в кардиодиспансере разработан образовательный проект «Я могу спасти жизнь!», рассчитанный на старшеклассников. Это практические занятия, которые проходят в учебно-методическом центре ОКД под руководством врача – анестезиолога-реаниматолога. Первый мастер-класс состоялся накануне для учащихся Сургутского естественно – научного лицея. Заведующий отделением анестезиологии и реанимации № 1 Олег Николаевич Карлов рассказал ребятам об основных принципах действия при спасении человека.
«Прежде всего, нужно позвать на помощь – обратить внимание прохожих, позвонить в «скорую» и внятно объяснить диспетчеру, где находится пострадавший. По возможности не покидать место обнаружения человека до приезда врачебной бригады. Далее пытаемся нащупать пульс. Сделать это можно приложив два пальца к сонной (на шее) или лучевой( на запястье) артерии. Если пульса нет, приступаем к реанимационным мероприятиям. Для этого укладываем пострадавшего на твердую поверхность, освобождаем грудную клетку от одежды, определяем место для проведения непрямого массажа сердца. Вопреки заблуждению, сердце человека находится не слева, а по центру груди. Давить нужно именно на сердце, не выше и не ниже. Ритмичные нажатия имитируют сердечные сокращения и восстанавливают кровоток. Этот массаж называется непрямым, потому что мы воздействуем на сердце через грудную клетку».
Положение рук, частота и сила давления, признаки, указывающие на эффективность проводимой реанимации – эти знания в будущем позволят ребятам мгновенно сориентироваться в нестандартной ситуации и спасти чью-то жизнь. « К сожалению, зачастую взрослые не владеют навыками оказания первой медицинской помощи. По этой причине кто-то, обнаружив человека без сознания, равнодушно проходит мимо, другие пытаются предпринять меры, но делают это неправильно и лишь наносят вред. Пусть нашим ученикам никогда не придется проходить такой мастер-класс в реальной жизни, но уметь оказать элементарную помощь пострадавшему должен каждый из нас»,- поясняет Олег Николаевич.
Во время занятий теория сопровождается практикой. Тренируясь на специальных манекенах, школьники ощутили насколько это непростой процесс – компрессия грудной клетки 90 раз в минуту. Именно с такой интенсивностью необходимо выполнять непрямой массаж сердца.
Кроме того, ребята познакомились с оснащением учебно-методического центра, прослушали лекцию о профилактике сердечно – сосудистых заболеваний и принципах здорового образа жизни.
Всего до конца 2016 года в проекте « Я могу спасти жизнь!» примут участие около 100 старшеклассников Сургута, сообщили в окружном кардиологическом диспансере.