Роль витамина D в здоровье женщин северного региона

 

В 2020 году в Окружной клинической больнице Ханты-Мансийска впервые была проведена оценка концентрации в крови витамина D, поступление его с привычным питанием у женщин в период постменопаузы, проживающих на Севере. Под наблюдением находились 169 женщин из числа некоренного населения, проживающего в Ханты-Мансийске более 10 лет (средний возраст 60 лет).

О результатах исследования рассказала врач-трансфузиолог высшей квалификационной категории, кандидат медицинских наук Анна Сухарева.

 

Витамин D это важнейший регулятор кальцификации костей.

За последние десятилетия представления о витамине D значимо трансформировались, он отличается от всех других витаминов. Это, скорее, стероидный прегормон, а не витамин в классическом виде. В настоящее время доказано, что недостаточная обеспеченность этим витамином помимо нарушения метаболизма костной ткани, напрямую связана с увеличением общей смертности.

Что же мы знаем о витамине D?

Мы производим его сами. Не в кишечнике, как все остальные витамины, а в коже. В клетках кожи содержится холестериновое соединение, из которого под влиянием ультрафиолетовых лучей образуется провитамин, который затем превращается в витамин D3. О нем говорили раньше – витамин, порождаемый светом. Другое его название – кальциферол, то есть несущий кальций. Помимо этого, витамин D3 поступает с продуктами животного происхождения (рыбий жир, печень трески, жирная рыба - лосось, сельдь, скумбрия, черная икра, яичный желток, козье молоко, сливочное масло, твердые сыры). Витамин D2 (эргокальциферол) организм человека получает только с растительной пищей.

Главными мишенями D–гормона являются кишечник, почки, паращитовидные железы и костная ткань

Поэтому дефицит витамина D является одним из базовых факторов развития рахита, остеопороза, ишемической болезни сердца, артериальной гипертензии, сердечной недостаточности, сахарного диабета 2 типа, рака кишечника, молочной и предстательной желез и пр. Основные функции витамина D – поддержание гомеостаза Са и Р, осуществление процессов минерализации костной ткани. Физиологическая потребность для взрослых в витамине D – 10 мкг/сутки, для лиц 60 лет и старше – 15 мкг/сутки с целью поддержания здорового состояния костной ткани и функционирования мышц.

По результатам многочисленных исследований, установлена недостаточность витамина D у половины населения мира, а также недостаточная обеспеченность витамином D оказалась широко распространена среди населения различных регионов РФ. В связи с этим, возрос интерес к изучению метаболизма этого витамина в организме человека, проживающего в условиях северного региона.

В 2020 году впервые в окружной клинической больнице Ханты-Мансийска была проведена оценка концентрации в крови витамина D, поступление его с привычным питанием у женщин в период постменопаузы, проживающих на Севере. Под наблюдением находились 169 женщин в периоде постменопаузы из числа некоренного населения, проживающего в Ханты-Мансийске более 10 лет (средний возраст 60 лет).

Анализ содержания активного метаболита витамина D - 25(ОН)D в сыворотке крови у женщин северного региона в постменопаузе выявил практически у всех обследованных лиц - 162 человека (95,6%) недостаток или дефицит изучаемого витамина. Только у 4,1% женщин была выявлена оптимальная концентрация 25(ОН)D в сыворотке крови.

В результате исследования также был выявлен глубокий дефицит поступления витамина D с пищей у обследуемых женщин, составляющий лишь 36,8-44% от физиологической потребности. У женщин старше 50 лет обеспеченность витамином D снижается вследствие уменьшения возможностей кожи его синтезировать.

Причиной, усугубляющей состояние метаболизма костной ткани, является ярко выраженный дефицит солнечного ультрафиолетового излучения на северных территориях.

Недостаток синтеза витамина D кожей в результате солнечного голодания, снижение способности кожи вырабатывать витамин D под действием ультрафиолета у женщин пожилого возраста, а также дефицит поступления с пищей витамина D, - все это в совокупности являются первопричинами деминерализации костной ткани у женщин в период постменопаузы и раннего развития остеопороза (хрупкости костей). Это приводит к высокому риску переломов и инвалидизации. При этом весьма незначительно количество продуктов с высоким содержанием данного витамина.

Доказано, что из-за крайне малого воздействия солнечных лучей на кожу в сочетании с длительным периодом пребывания в помещениях для большей части населения РФ эффект от синтезированного в коже витамина D минимален, тем более для жителей северных регионов. Установлено, что динамичная трансформация витамина D, синтезированного в коже, протекает в случае энергичной двигательной активности. Снижение физической нагрузки значимо уменьшает поступление холекальциферола в кровь. Помимо этого, гиподинамия тормозит воздействие на обмен Са витамина D.

Несомненно, у населения северного региона, ввиду длительного холодового периода, объективно меньше возможности заниматься ходьбой. Параллельно со снижением содержания витамина D в сыворотке крови отмечалось последовательное уменьшение минеральной плотности костной ткани. 

В климатогеографических условиях севера России нельзя восполнить недостаток 25(ОН)D без употребления биологически активных добавок к пище, содержащих данный витамин, практически невозможно.

Таким образом, для поддержания здоровья костной системы женщин, проживающих на Севере, необходимо:

  • обеспечить адекватное поступление витамина D с пищей, либо обеспечить прием дополнительных источников витамина D в виде биологической добавки;
  • важной составляющей здоровья костной системы является рациональная физическая нагрузка – упражнения для укрепления костной ткани и суставов, плавание, ходьба, йога, пилатес;
  • оптимальным решением является регулярный выезд в солнечные регионы страны или мира.

Заботясь о своем здоровье, вы продлеваете свою молодость и обеспечиваете высокое качество жизни в северных условиях. Будьте здоровы и счастливы!

 

БУ «Окружная клиническая больница», г Ханты-Мансийск

 

 

При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна