Технология работы волонтеров с людьми с нарушением психического развития

Президент Российской Федерации объявил 2018 год Годом  добровольца и волонтера.

«Это станет признанием их заслуг перед людьми, которым волонтеры оказывают помощь и поддержку, оценкой колоссального вклада в развитие нашей страны. Это будет год всех граждан страны, чья воля, энергия, великодушие и есть главная сила России», — сказал Владимир Путин.

Правительство Ханты-Мансийского автономного округа в лице губернатора Натальи Комаровой поддержало инициативу и в октябре 2017 года утвердило «Концепцию развития добровольчества в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

В регионе определены основные приоритеты в добровольчестве:

  • Социальное добровольчество направлено на решение социальных проблем, в том числе проблем занятости;

  • Событийное добровольчество – деятельность на спортивных, социокультурных, образовательных и иных мероприятиях местного, регионального, федерального и международного уровней;

  • Корпоративное добровольчество – действия коммерческих организаций, направленные на поощрение и поддержку безвозмездного участия своих работников в жизни местного сообщества при сохранении рабочего места и частичном/полном сохранении заработной платы;

  • Экологическое добровольчество – деятельность, направленная на сохранение окружающей среды, решение экологических задач;

  • Семейное волонтерство – совместная деятельность семьи в сфере добровольчества, которая не только объединяет членов семьи, но и позволяет им внести совместный вклад в развитие общества;

  • Волонтер «серебряного возраста» – гражданин от 55 лет и старше, добровольно и безвозмездно участвующий в деятельности, направленной на решение актуальных социальных, культурных, экономических, экологических проблем, применяющий собственные знания и умения для осуществления этой деятельности;

  • Волонтеры-медики – открытая площадка, объединяющая волонтерские центры и объединения в медицинских образовательных организациях, а также некоммерческие организации, работающие в сфере здравоохранения, с целью оказания методической, консультативной, информационной поддержки волонтерскому движению;

  • Волонтеры Победы – деятельность, направленная на патриотическое воспитание, формирование у молодых людей чувства сопричастности к Великой Победе нашего народа путем вовлечения их в волонтерскую практику и сохранение исторической памяти.

С 2015 года в Югре осуществляют свою деятельность региональные отделения Всероссийских общественных движений «Волонтеры Победы» и «Волонтеры-медики». В 22 муниципальных образованиях автономного округа созданы и действуют штабы «Волонтеров Победы», в 53 медицинских организациях ведется добровольческая деятельность.  В период с 2014 по 2017 года в регионе наблюдается положительная динамика развития добровольчества.

Принимая участие в волонтерском движении, у подростков формируется профессиональное ориентирование, появляется возможность узнать о предполагаемой профессии, получить больше информации или выбрать направление профессиональной подготовки.

При работе волонтера можно иногда встретиться с различным проявлением у подопечных агрессии или аутоагрессии. Такие проявления могут быть обусловлены жизнью в закрытых учреждениях, невозможностью побыть одному, недостатком любви и тепла, а также особенностями нарушения и самого человека.

Правила общения с людьми, имеющими психические нарушения:

Психические нарушения — не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир.

  1. Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.
  2. Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком.
  3. Не говорите «свысока». Не думайте, что вас не поймут.
  4. Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все «по шагам». Дайте возможность вашему собеседнику обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили ему.
  5. Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.
  6. Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.
  7. Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как вы бы обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с другими людьми, например, планы на выходные, отпуск, погода, последние события.
  8. Обращайтесь непосредственно к человеку.
  9. Помните, что люди с задержкой в развитии, дееспособны и могут подписывать документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.
  10. Если это необходимо, можете записать свое сообщение или предложение на бумаге, предложите вашему собеседнику обсудить его с другом или семьей. В записке укажите свой номер телефона, предложите обсудить это при следующей встрече.

Кроме людей с психическими нарушениями, в работе добровольца могут встретиться люди с затруднениями в речи. К ним тоже необходимо найти подход.

 

Этикет при общении с людьми, испытывающими затруднения в речи:

  • Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их — в ваших интересах.
  • Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.
  • Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени. Если вы спешите, лучше, извинившись, договориться об общении в другое время.
  • Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все ваше внимание.
  • Не думайте, что затруднения в речи — показатель низкого уровня интеллекта человека.
  • Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
  • Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь переспросить. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.
  • Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.
  • Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник использовать другой способ — написать, напечатать.

 

Некоторые рекомендации волонтеру в случае проявления агрессии у подопечного:

  1. сохраняйте спокойствие и уверенность, не демонстрируйте агрессивное поведение;
  2. переключите внимание, предложите какое-либо задание («Давай сделаем ...», «Посмотри...», угостите чем-то вкусным, проговорите его действия);
  3. акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности (проговорите спокойным тоном его действия и (или) состояние: «Ты сейчас ударил(а), оскорбил(а)», «Тебе сейчас плохо, обидно, страшно...» Но: «Не ты - плохой (ая), злой (ая)».

Волонтеру важно знать, что очень часто гнев, агрессия, аутоагрессия выступают, как стремление человеком изменить окружающие условия, и направлено не на причинение кому-то вреда, не против кого-то, а на того, кто оказался случайно рядом в этот момент.

 

Пресс-служба

БУ «Ханты-Мансийская клиническая
психоневрологическая больница»