Родителям первоклассников посвящается…

Один из самых важных дней в жизни вашего ребенка все ближе и ближе. Впереди много нового и неизведанного. И вполне естественно, если родители испытывают тревогу и беспокойство, думаю о том, как ребенок адаптируется к новой для него роли, как войдет в коллектив, наладит контакт с учителем, сможет ли успешно усваивать школьную программу. Поступление в школу - значимый момент в жизни каждого ребенка. Беспечность, беззаботность, игра сменяются жизнью, наполненной теперь множеством требований и обязанностей.

Меняется многое: социальная роль ребенка, круг общения, режим дня, требования, предъявляемые к нему теперь как к ученику и пр. На этапе начала обучения важную роль играет так называемая «внутренняя позиция школьника». В ее формировании и укреплении неоценимая роль принадлежит родителям. Именно их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других - одну четверть, у третьих - растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью. Но, так или иначе, этот этап преодолевают все первоклассники. И важная задача родителя – помочь своему ребенку вступить в новый этап жизни как можно легче, преодолеть все неизбежные психологические сложности, укрепить веру в себя и поддержать интерес к обучению.

Много говорится и пишется о необходимости соблюдения режима дня первоклассника, о важности соблюдения баланса труд-отдых, учеба-игра, о физиологической и психологической готовности ребенка к школе, о развитии познавательных и учебных навыков ребенка перед подготовкой к школе.

Но хотелось бы акцентировать внимание на таком важном и необходимом понятии (для человека любого возраста) как эмоциональная поддержка. Это именно та основа, которая позволяет нам чувствовать себя уверенными, самыми умными, успешными, способными справиться с любыми трудностями.

Искренне интересуйтесь школьной жизнью ребенка. Расспрашивайте обо всем: про успехи на уроке, про одноклассников, что делал на перемене, что из сегодняшнего дня ему понравилось/запомнилось больше всего, что его удивило, какое было настроение, что было легко, а что пока еще сложно.

Хвалите. Хвалите не только за успехи, но и за приложенные усилия. Поругать ребенка за то, что что-то не получилось, что он делает что-либо неправильно, вы успеете всегда. А вот простые фразы: «Я вижу, что ты стараешься», «Попробуй еще раз и обязательно получится», «Давай попробуем сделать это вместе», «Покажи, как ты это делаешь» - помогут вселить уверенность в свои силы и наверняка дадут понимание, что нет ничего страшного в том, если не получается с первого раза, что важно пробовать и не стыдно обратиться за помощью.  

Уделяйте все возможное родительское внимание  ребенку не только, когда он ведет себя плохо или наоборот, когда у него все легко получается (лучше других). Уделяйте внимание независимо от этих обстоятельств. Так как одна из главных потребностей ребенка этого возраста – это потребность в том, чтобы его замечали и принимали. Всегда.

Не только хвалите, но и ругайте правильно. Никогда не критикуйте ребенка с позиции «Ты плохой». Неприемлемо осуждать или критиковать личные качества ребенка. Как часто в порыве раздражения мы можем сказать «ленивый», «глупый»  и пр. Часто родители подсознательно руководствуются установкой: ребенок плохо себя ведет = плохой ребенок = я плохой родитель.  Критиковать можно только поведение ребенка! Например, «Мне не нравится, когда ты себя так ведешь»; «Я расстраиваюсь, когда ты меня не слушаешь» и т.п.

Задайте себе вопрос: «А чему бы я хотел научить своего ребенка?»

Может быть, вы хотели бы научить своего ребенка...

что исправить ошибку лучше, чем извиняться, скрывать, лгать или обвинять

брать на себя ответственность и держать обещания

достигать цели, уметь справляться с неудачами, извлекать из них уроки

наслаждаться своими успехами..

Просто помните, что каждому ребенку важно чувствовать себя любимым, сильным, значимым. Как и любому родителю.

Если возникли сложности, помните, что Вы всегда можете обратиться за помощью в учреждения психоневрологического профиля, в кабинеты медико-социальной психологической помощи и за бесплатной консультацией в службу «Телефон доверия», которая функционирует в ХМАО – Югре анонимно и круглосуточно - 88001011200, 88001011212.

Медицинский психолог отделения неотложной наркологической помощи 
БУ ХМАО-Югры «ХМКПНБ»

Александра Евгеньевна Мишутина